Редактура

Как, где и зачем критиковать

Принимать критику сложно, но критиковать тоже непросто.

Без критики толковую статью не сделать. Но критика критике рознь, — одна вдохновляет, а от другой опускаются руки.

Я считаю, что в хорошем настроении люди работают лучше, поэтому стараюсь критиковать по делу, отсекая негативные эмоции.

Это не руководство к действию, а просто мысли по теме.

Зачем критикуем

Перед тем как критиковать, полезно разобраться в мотиве, чтобы не тратить время и силы зря.

Мотивы разные

— Улучшить качество критикуемой работы.

В отношениях редактора с автором, — что плохо и как исправить, каких ошибок больше не допускать.

— Использовать в качестве примера, как делать не нужно.

Разобрали недостатки чужой работы в кругу коллег, — обозначили недостатки, которых стоит избегать. Внесли конкретный пример в редстандарты: так не делаем, а вот так делаем.

— Потешить эго. Утвердиться во мнении, что делаешь лучше окружающих — тоже полезно, если не превращается в травлю и не вредит критикуемому.

«Блин, ну вот как можно так верстать! И красным по жёлтому! У меня глаза вытекают!».

— Социализироваться. Получить поддержку единомышленников. Многим такое общение придаёт сил.

— Зацените статью.

— Ахах, вообще не понимаю, что тут написано 😂

— Вот и я в пятый раз читаю первый абзац и не понимаю, что тут написано. Я уже было подумал, что проблема не в тексте, а во мне 🤷🏻‍♂️

— Повлиять на психологическое состояние автора — демотивировать, расстроить.

Проснулась зависть или критик считает, что работа вредит отрасли — обесценивает труд профессионалов. Это личное, критик хочет «поставить автора на место».

— Повлиять на положение критикуемого — пошатнуть авторитет как профессионала в глазах начальника и коллег, заказчиков.

Например, беспринципный автор хочет занять позицию своего действующего руководителя.

— Просто повеселиться.

Безобидные шутки в узком кругу. Увидеть забавную опечатку в слове «описка» и поиграть словами.


Перед критикой полезно выдержать паузу.
Обдумать и разобраться в мотиве. Сознательная критика сработает эффективнее. Так проще понять, уделять ли ей время.

Ещё полезно подумать дважды, не подменяем ли мы желание потешить эго желанием улучшить работу. Не движет ли нами зависть или другие мотивы, в которых трудно признаться.

А если наш мотив улучшить качество критикуемой работы, — определить, зачем нам это надо. Например, если это работа конкурента. Мы точно хотим её улучшить, это в наших интересах?

От мотива будет зависеть, где критиковать и как критиковать.

Где критиковать и как критиковать

Где

Если хотим улучшить работу — говорим или пишем тет-а-тет.

Если разобрать в качестве примера «как не надо», — в рабочем чате в кругу коллег.

Если самоутвердиться за счёт критикуемого, — в комментариях фейсбука.

И так далее. Тут всё очевидно.


Как

Улучшаем работу, — идём по фактам, показываем как надо и объясняем ход мысли. Минимум эмоций и оценочных суждений, не забываем указать на удачные моменты. Универсального правила нет.

Разбираем чужую работу в качестве примера «как не надо», — показываем работу и препарируем: указываем на слабые решения, объясняем последствия этих решений; показываем как надо и объясняем почему.

Если потешить эго, — надеваем белое пальто, залазим на табуретку и идём в комментарии фейсбука. Или пишем пост в личном блоге с разбором критикуемой работы. Эмоции в этом случае выполняют роль слона в комнате, о котором молчат, но все видят.

На самом деле каждый сам понимает, как и где критиковать, если определил свой мотив.

Рациональное и эмоциональное в критике

Критика почти всегда несёт в себе эмоцию.

Критикуя работу — критикуешь автора этой работы. Неважно, почему автор воспринимает критику своего детища в свой адрес, важно — что воспринимает. И утверждать «работа отдельно — человек отдельно» — игнорировать реальность.

Стоит учитывать чувства критикуемого, потому что человек не робот, а нам с ним ещё работать.

За собой я заметил, что если хочется о чём-то судить безапелляционно и категорично, значит я не знаю всей картины или не разобрался в деталях критикуемой работы. Эффект Даннинга—Крюгера никто не отменял [почитать в статье «Искажения разума, о которых стоит знать авторам»].

Побочный эффект критики

Заметил, что мало кто хочет иметь дела с теми, кто критикует часто и категорично.

Авторы не хотят работать с редактором-критиком, потому что страшно.

Сильные кандидаты не хотят работать в атмосфере недовольства и осуждения.

Заказчики не обращаются к редакторам, которые пишут язвительные посты о клиентах, пусть даже без упоминаний имён.

Заядлый критик теряет объективность, самоуверенность заставляет ошибаться.

Люди любят общаться людьми, общаясь с которыми чувствуют прилив сил. И если критик в их глазах не авторитет, то вряд ли пойдут с ним работать.

Привычка критиковать

Критиковать — это нормально. Проблема возникает, когда критика превращается в привычку.

По моим наблюдениям, восемь из десяти критиков слабо разбираются в критикуемом ими предмете. Публичная категоричная критика — признак начинающего специалиста. Обычно они категоричны в суждениях; не знают причин того или иного решения и целей проекта; фокусируются на мелких деталях вместо цельного взгляда на проект; знают как надо, но сами не делают.

Уверенный тон и категоричность внушают доверие коллегам и заказчикам, но время расставляет по местам. В боевых условиях магия самоуверенности рассеивается, — к таким специалистам клиенты и работодатели повторно не обращаются.

При этом компетентный критик, даже заядлый и эмоциональный, — на вес золота. Большая удача, когда вас критикует разбирающийся в теме профессионал.

Нездоровый страх критики

В некоторых коллективах слишком болезненно реагируют на критику или обсуждение работы, даже конкурентов.

В таких условиях люди боятся коллективного порицания, если озвучат, что стоит улучшить в той или иной работе. Обратная связь превращается в формальные вежливые отписки, а сотрудники делают работу посредственно.

В итоге порицается даже позитивная критика, а профессионал увольняется, потому что не может и не хочет терпеть посредственную работу. Не видит зон для профессионального развития.

Даже лучшая работа не избежит критики

Яркую работу будут критиковать. Не найдётся критикующего только на самую невзрачную работу.

Обратная связь и критика

Давать обратную связь автору — обязанность редактора. Негативная обратная связь всегда включает в себя критику, этого не избежать.

И сделать критику плодотворной — задача обеих, дающей и принимающей, сторон.

Конструктивная критика доброжелательна, справедлива и конкретна.

kisspng-unicorn-paper-party-printing-mythology-unicornio-5abf95fa6e80e2.6811985915225052104526