Техника картин Караваджо напоминает подход к современной редактуре, — фокус на главном, второстепенное уходит в тень или вовсе исчезает. Исчезает, чтобы не просто не отвлекать, а своим отсутствием подчеркнуть важное.
Современники раннего Караваджо критикуют его работы за сухость, статичность и излишнюю реалистичность.
Выбрал несколько цитат из фильма «Караваджо: душа и кровь».
О передаче действительности
«Я без конца слышу, что искусство не обязано в точности передавать действительность. А если всё наоборот? Что если мне это под силу? Я живу в реальности, я существую в ней и ничего кроме неё не знаю.
От глаз — к разуму, от разума — к руке, от руки — к сердцу».
👁 → 🧠 → ✍ → ❤
Караваджо не рисовал того, чего не видел.
Об управлении вниманием
«Картина с фруктами» — образчик манеры раннего Караваджо. Совершенно нейтральный, ничем не заполненный фон. Художник будто декларирует принцип, которого будет придерживаться в последующие годы — устранение всего ненужного и второстепенного.
Караваджо нейтрализует фон вокруг основных образов картины, словно перенося их в метафизическое пространство, выделяя их из небытия, отчего они становятся почти осязаемы.

«Недоброжелатели говорят, будто я не умею показывать действие. „Это ему не дано“, — злословят завистники. Мне дано большее, на моих полотнах действие передано уже одним лишь выражением лица. Невольный рефлекс может передать всё, даже то, что не видно глазу. Моя Медуза Горгона расскажет больше, чем десятки книг».


О работе с клиентами
Караваджо был чересчур уверен в себе. Это случается с людьми, вкусившими успеха. Очевидно, в определённый момент он решил, будто ему позволительно то, на что не осмеливается никакой другой художник. А именно — идти против воли своих клиентов.
В «Успении Марии» Караваджо принебрёг ключевым аспектом с точки зрения церкви, — на картине богородица не вознеслась на небеса, где её должен встречать Исус. Здесь только мёртвое тело и скорбящие апостолы. А Марию Караваджо пишет с утопленницы. Никаких свидетельств вознесения.
Разразился скандал. Заказчики отказываются от работ Караваджо, даже уже начатых.
О появлении незримого
Как род искусства, живопись имеет дело не только с тем, что видно человеческому глазу, — она обычно изображает зримый мир, но может показывать и то, что незримо.
На картине «Погребение святой Лючии» Караваджо изобразил действие в антураже древних катакомб Сиракуз.

О вдохновении ❤
«Ради женщин, которых я знал. Ради тех, что были со мной рядом. Ради тех, по ком я тосковал. И кого я любил. Ради женщин, которые меня ненавидели. И с которыми я дурно обощёлся. Ради женщин, с которых я писал картины. Ради тех, с которыми ещё не знаком. Ради них всех. Ради них всех я живу на свете».
Другой хороший фильм о технике Караваджо — «Свет и тень. Загадка Караваджо».